Categories: Культура

Айша Шан, своими песнями сохранившая курдскую культуру

Минуло 27 лет со дня смерти артистки Айши Шан, которая своими песнями помогла сохранению курдской культуры и в одиночку противостояла ассимиляции.

Айша Шан, которая до последнего дня своей жизни пыталась выстоять в мире, где доминировали мужчины, сопротивляясь угнетению, запрету на родной язык и культуру и противостояла ассимиляции, – одна из тех женщин-денгбежей, которые наиболее глубоко пережили бедность, доминирующий менталитет мужчин, изгнание и боль.

Айша Шан долгие годы служила своему языку и культуре в условиях колониального правления и была известна среди курдского народа под такими именами, как Айшана Курд, Айша Шан, Айша Хан, Ашана Осман, Ашана Али. Она родилась в Амеде в ноябре 1938 г. В течение своей последующей жизни она жила в Дилоке, Стамбуле, Германии, Багдаде и Измире.

Айша Шан появилась на свет в семье Хаджии Ханым и Османа из племени Кибран. С музыкой она познакомилась в раннем возрасте, поскольку ее отец был известным денгбежем своего времени, и получила свое первое музыкальное образование, изучая курдскую музыку, культуру, историю и кламы через диваны (в классической арабской литературе сборник стихотворений одного или нескольких поэтов) дангбежей. Айша Шан описывает влияние этого процесса на нее: «Я бы хотела, чтобы стены нашего дома в Диярбакыре имели язык, чтобы они могли рассказать о тех вечерах, когда играли и пели денгбежи. Я слушала их в нижнем углу дома. Я так прислушивалась, что если кто-то звал меня, я вдруг пугалась».

Айша Шан вышла замуж в 1958 году по велению отца, и от этого брака у нее родилась дочь. Брак, заключенный не по обоюдному согласию, был недолгим, и она разошлась с мужем. После этого вынужденного раннего брака ей пришлось в юном возрасте уехать в Дилок. С помощью Наиля Байшу она пыталась продолжить свою музыкальную жизнь, исполняя турецкие песни на местной радиостанции, так как курдский язык был запрещен. Позже, в 1963 году, она отправилась в Стамбул, где давала концерты, на которых исполняла курдские и турецкие песни.

Поскольку курдский язык в то время был запрещен, она записала две кассеты на турецком языке, а затем две кассеты на курдском. Она стала известна благодаря песне «Аз Хазаль им» («Я лиса») , которую она исполняла на этих кассетах. Айша Шан столкнулась с серьезным давлением за исполнение своих песен на курдском языке. Как курдская женщина, она никогда не отказывалась от сопротивления запрету на ее язык и культуру. Будучи взращенной на песнях денгбежей и выданной замуж в раннем возрасте, она прожила жизнь в изгнании в Германии, куда отправилась в 1972 году из-за феодального давления и государственного запрета на курдский язык.

Когда в Германии она потеряла 18-месячную дочь Сахназ, для нее наступили тяжелые времена, и она на некоторое время отошла от творческой жизни. Говорят, что в эти годы она написала одну из своих незабываемых песен – «Кадаре» («Судьба»).

Вернувшись в Турцию, Айша Шан в 1979 году отправилась в Ирак. Она начала работать на Багдадском радио, и ее голос часто звучал в эфире. В то время Багдадскому радио было разрешено транслировать программы о курдской культуре и искусстве. Как и Ереванское радио, Багдадское радио внесло важный вклад в выживание курдской музыки и культуры и организовало обучение многих курдских музыкантов.

Михмед Ариф и Хасан Джизрави, Михмед Шехо, Тахсин Таха, Мариям Хан, Айша Шан, Иса Барвари, Кавис Аха, Гульбахар, Насрин Серван, Джамиле Хоро были одними из самых популярных и слушаемых музыкантов на радио Багдада. Айша Шан имела возможность встречаться, сотрудничать и давать концерты со многими известными деятелями курдской музыки и начала заявлять о себе под именем Ашана Али. В 1990-е годы Айша Шан своими песнями «Варин Пешмерге» («Давай в Пешмерга») и «Науроз у Диярбакыр» («Науроз и Диярбакыр») и озвучила нарастающую борьбу курдского движения за свободу и демократию. Она давала концерты в Багдаде, Мосуле, Эрбиле и Духоке. Находясь в Багдаде, Айша Шан участвовала во многих вечерах с артистами того времени, такими как Мехмет Ариф Джизири, Иса Барвари и Тахсин Таха. Описывая трудную жизнь, которую она вела в то время, она говорила: «Угнетение порождает огромную боль и печаль. Если бы у нас была свободная страна, наш народ также ценил бы свои ценности. Мы принесем себя в жертву в борьбе с угнетением нашего народа и нашей страны».

Айша Шан вернулась в Турцию и продолжила жить со своими детьми в Измире, но она никогда больше не увидела Диярбакыр, город, в котором родилась и который так любила.

18 декабря 1996 года Айша Шан скончалась от рака в Измире. Она завещала, чтобы ее тело было похоронено в Диярбакыре, это желание не было выполнено из-за бедности ее семьи, и тело артистки было похоронено в Измире.

Айша Шан оставила глубокий след в истории и в курдской музыке своим голосом и тем, что при жизни она использовала курдский язык.

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/c3r2a
ВИАН

Recent Posts

Представители адвокатской коллегии Стамбула столкнулись с расследованием

В отношении адвокатской коллегии Стамбула было начато расследование в связи с заявлением об убийстве турецкими…

4 часа ago

Когда никто не слушал Медиху

Картина под названием «Никто не слушал меня, и я рассказала обо всем своей камере», снятая…

4 часа ago

Журналисты нанесли визит с соболезнованиями семье Назыма Даштана

Семья журналиста Назыма Даштана, погибшего вместе своей коллегой Джихан Билгин в результате удара турецкого беспилотника…

6 часов ago

Журналистки Южного Курдистана: никакая сила не сможет заставить замолчать свободную прессу!

В Metro Centre в Сулеймании представители различных СМИ и организаций провели пресс-конференцию, посвященную убийству журналистов…

6 часов ago

ЖОС: те, кто боится правды, подвергают журналистов жестокому насилию

Пресс-центр ЖОС опубликовал официальное заявление, осуждая вероломное нападение, совершенное турецкими захватчиками на курдских корреспондентов Джихан…

6 часов ago

Боец ЖОС погибла в битве при плотине Тишрин

В заявлении ЖОС говорится, что Авашин Рустам Джуди родилась в городе Камышло. Она была в…

6 часов ago