Два журналиста, граждане Германии и Словении, были задержаны иракскими военными в районе курдско-езидского города Шенгал.
В Шенгале, преимущественно езидском городе, были арестованы два иностранных журналиста. Речь идет о гражданке Германии Марлен Ф. и гражданине Словении Матее К.
В субботу курдский центр по связям с общественностью сообщил, что арестованы они были еще в среду, и первоначально причины их задержания не были названы. К настоящему времени корреспондентов перевезли в Багдад, где их взяли под стражу в полиции. Для оказания помощи Марлен Ф. было привлечено посольство Германии.
По словам самих задержанных, они находились в Шенгале в течение нескольких месяцев, занимаясь исследованиями социальных связей и условий жизни курдско-езидского сообщества Шенгала. По словам центра по связям с общественностью, они общались с представителями различных гражданских организаций и региональных учреждений. Их арестовали, когда они возвращались с празднования езидского Нового года, Красной среды, на контрольно-пропускном пункте иракской армии. По словам трех местных жителей, которые находились в одной машине с Марлен Ф. и Матеем К., они оба сообщили, что работают корреспондентами. Тем не менее, их задержали в военном участке неподалеку от Шенгала без каких-либо заявлений и объяснений причин применения к ним подобной меры.
У журналистов конфисковали мобильные телефоны и сумки, после чего их допрашивали до утра. Поступала информация о том, что иракские солдаты угрожали задержанным. По словам очевидцев, Марлен и Матея обыскивали против их воли, устроив им личные досмотры. По информации центра по связям с общественностью, от очевидцев поступали сообщения об уничижительном обращении иракских солдат с двумя арестованными. В Багдад их отправили в пятницу.
Согласно заявлениям, поступившим со стороны Ирака, арест Марлен Ф. и Матея К. был совершен 20-й пехотной дивизией. По словам военных, корреспонденты «только притворяются журналистами». Обвинение, которое им предъявили, – «сотрудничество» с Отрядами сопротивления Эзидхана (ОСЭ). Напомним, что в начале недели напряженность, возникшая между силами самообороны езидов и иракскими войсками, обострилась. В результате ударов по позициям ОСЭ, женским езидским отрядам ЖОЭ и асаиш Эзидхана разгорелись боестолкновения.
Власти требуют роспуска курдско-езидских структур безопасности и самообороны, созданных местными жителями после геноцида ИГИЛ*, устроенного боевиками террористической группировки в Шенгале в 2014 году. Причиной этому требованию послужило так называемое соглашение по Шенгалу, условия которого были согласованы без учета мнений курдско-езидской общины. Региональное правительство Южного Курдистана и центральное правительство Ирака договорились о подписании этого договора после многомесячных переговоров, и соглашение было заключено в октябре 2020 года. Договор содержит ряд мер в части реализации политики безопасности и управления и определяет сферы ответственности государственных органов. Анкара принимала непосредственное участие в их согласовании – она руководила переговорами в ходе встречи.
* — террористическая организация, запрещена в РФ