13-го ноября 1960 года 283 курдских ребёнка погибли в кинотеатре города Амуде, куда они пришли, чтобы посмотреть фильм, посвящённый борьбе за независимость Алжира. Эта история – одна из тех, что глубоко отпечатались в коллективной памяти курдского народа.
Пожар в кинотеатре Амуде – это одна из историй, навсегда оставшихся в памяти всего курдского народа. Это случилось 13-го ноября 1960 года, когда сотни школьников и школьниц заставили прийти в воскресенье на просмотр египетского фильма «Дух полуночи» (Chabah nisf al-layl) в единственный кинотеатр, называвшийся Şehrazad Film House, в городке Амуде в северо-восточной Сирии. В то время режим партии Баас, правивший в Сирии, проводил «неделю солидарности» с борьбой алжирского народа за независимость от Франции, собирая пожертвования для «алжирских братьев». Участие в соответствующих мероприятиях было обязательным, поэтому в то воскресенье все школьники должны были отправиться на просмотр фильма, при этом входная плата составляла тридцать пиастров.
Фильм уже успели показать несколько раз, и каждый раз кинотеатр был переполнен. Сам зал площадью в 130 квадратных метров был рассчитан максимум на 200 человек, но в тот день, 61 год назад, в нём собралось более четырёхсот детей. Их глаза смотрели, не отрываясь на экран, на котором шёл фильм 1947 года, однако спустя некоторое время экран вдруг стал слишком ярким. Однако дело было вовсе не в проекторе: начался пожар. Пламя быстро распространялось по деревянной кровле здания, покрытого соломой и глиной. Очень скоро пылал уже весь кинотеатр. Детей, пытавшихся выбраться, охватила паника. Однако в здание можно было попасть только через две узкие двери, которые открывались вовнутрь. В результате 282 ребёнка в возрасте от восьми до четырнадцати лет скончались в страшных муках.
Был ли пожар организован самим режимом – двое сирийских солдат стояли у входа в кинотеатр – или же возгорание началось из-за перегрева кинопроектора, который в тот день использовали слишком много, остаётся предметом различного рода спекуляций и обсуждений и по сей день. Однако тот факт, что власти проигнорировали все предпосылки возможного пожара и настояли на продолжении показа фильма, что в тот день в зале не было ни одного учителя, что ни один из детей официальных лиц не присутствовал на показе, и то, что эта трагедия так и не была полноценным образом расследована, приводит многих людей к мысли, что пожар в кинотеатре Амуде был организован самим режимом с целью истребления курдских детей. Причиной этого является дискриминационная политика, проводимая в отношении курдских культуры и языка и являвшаяся частью государственной политики в целом; политическая активность курдов жестоко подавлялась режимом.
Мохаммад Сайед Агха Даккури, арабский житель Амуде, который проходил в то время мимо здания кинотеатра, смог спасти от 20 до 30 детей, перед тем как сам погиб в огне. Памятник, воздвигнутый спустя много лет в мемориальном саду Бахче Пакраван, который был разбит на месте кинотеатра Шахразад в память о трагедии, рассказывает в том числе и его историю. В мемориальный комплекс входит также фонтан. Именно там нашли убежище дети, спасённые Мохаммедом Сайедом Агха Даккури. Картины, изображающие умерших детей, а также их истории запечатлены на стенах мемориального комплекса. Сотни детских глаз укоризненно смотрят на посетителей мемориала.
«Дети Амуде должны были поддержать Алжир не только деньгами, но и также своими сожжёнными телами», – вот что сказал Рашида Фате. Он был одним из тех, кто сумел выжить в этом пожаре. «Мне было почти двенадцать лет, я ходил тогда в пятый класс. Фильм я смотрел с балкона. Внизу сидели сотни детей. В какой-то момент экран стал очень ярким, а показ фильм прекратился. В следующий момент раздался громкий звук, будто над нами, на низком расстоянии от земли, пролетел самолёт. Сразу же после этого всё запылало», – так рассказывал о случившемся Рашида Фате в прошлых интервью, добавляя: «Затем я бросил взгляд на детей, находившихся внизу. Один за другим они падали на землю, наваливаясь друг на друга. Они все кричали в панике, пытаясь добраться до выхода. Я спрыгнул с балкона и побежал к южному выходу. Но двери были закрыты снаружи. Мы все стали толкать дверь изо всех сил. Прошла целая вечность, пока нам удалось её открыть, и мы смогли выбраться. Только тогда я понял, что у меня обгорели ноги».
Деврим Демир, со-мэр города Мардин, которая была уволена вместе со своим коллегой, оценила ситуацию с…
Политзаключенная Вариша Муради, член Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК), 10 ноября была приговорена к…
Книга Абдуллы Оджалана Sociología de la libertad (Социология свободы: Манифест демократической цивилизации — Том III)…
Вчера, 14 ноября, в районе Бакраджу в Сулеймании были убиты две женщины своими братьями. Этот…
Шарифе Мухаммади (45 лет), известной защитнице прав женщин из города Рашт, вновь отложили судебное разбирательство.…
Завтра, 16 ноября, в Кёльне состоится важное событие в рамках кампании «Свободу Абдулле Оджалану –…