Categories: Культура

Почему археологические находки волнуют курдов?

Independent Türkçe

Документальный фильм «Секреты неандертальцев», который недавно вышел на Netflix, привлек внимание многих людей. Однако в этом фильме, рассказывающем о периоде времени, отстоящем от нас на 40 тысячах лет вглубь веков, и о процессе вымирания неандертальцев, показ сегодняшних Курдистанских гор и пещеры Шанидар стали предметом бурных обсуждений в социальных сетях.

Этот документальный фильм, который до сих пор остается на повестке дня в различных аспектах, продолжает привлекать внимание археологов. 

О чем же говорит нам обнаруженный археологами женский скелет и другие археологические находки? Что мы должны понять из того, что найденный скелет — женский, а предметом изучения является курдская география?

С этими вопросами мы обратились к исследовательнице и писательнице Фатме  Изоль, которая работает над этой темой.

Фатма Изоль — автор недавно вышедшей книги «Курды от божественности к божественности».

В своей работе Изоль исследует верования и культуры, ориентированные на женщин, и прослеживает, как эти плюралистические верования были преобразованы «монотеистическими верованиями».

Отмечая, что женская история дошла до наших дней, освещаемая с точки зрения религий и мужчин, автор утверждает, что новая женская история возникнет из следов живых культур и древних культурных останков как альтернатива этому.

Автор, родившаяся в древнем городе Урфа, долгие годы работала преподавателем.

Она также занимается политикой и продолжает свою работу, ориентированную на женщин.

Начнем с текущего… На повестке дня Netflix — документальный фильм о неандертальцах, живших в Курдистане. Упоминается важность пещеры Шанидар. Как вы оцениваете это?  

Прежде всего, тот факт, что география Курдистана в целом имеет огромное значение с точки зрения истории человечества и что к курдам другие народы мира относятся как к пасынкам, приводит к тому, что этому народу трудно объясниться с научным миром.

Однако мы полны решимости найти свою историю, которая замалчивается. То, что такие документальные фильмы поддерживают нас, говорит о том, что мы на правильном пути. 

На самом деле, находка Шанидара — это очень интересная тема, которая привлекла мое внимание много лет назад, поскольку в ней есть аспекты, которые меня интересуют.

Оригинальное захоронение в пещере Шанидар, женский пол, уход за могилой и роспись некоторых частей тела напомнили мне о татуировках, называемых «дак», которые делают на своих телах женщины, принадлежащих к религии езидов, одной из современных курдских общин.  

Неандертальцы – вид древних людей, проживший некоторое время вместе с Homo Sapiens. Должно быть, это его мистическое наследие. На бронзовых статуях женщин, найденных при раскопках в Кайсери/Кюльтепе, мы видим треугольную татуировку в области гениталий.

Тот факт, что курдские женщины-езидки, чья история уходит корнями в глубокую древность, до сих пор имеют треугольные татуировки на гениталиях, также указывает на существование хронологической и в то же время непрерывной связи с ролью курдских женщин в истории человечества.

Мне, как женщине, очень ценно видеть, что женщины до сих пор возглавляют некоторые религиозные ритуалы этой аутентичной общины, которая придерживается досемитской веры в единого бога.

В документальном фильме, о котором идет речь, есть комментарии вокруг женской фигуры. Как вы понимаете этот момент?  

Да, тот факт, что оценки женщин даются мужчинами, и в то же время поддерживаются женщинами, которые смотрят на эти оценки с сегодняшней капиталистической точки зрения, заставляет нас рассматривать образ жизни того периода с неправильной и неполной точки зрения.

Предположение о том, что женщина из Шанидара была похоронена своим любовником и что цветы, посаженные вокруг могилы, были делом его рук, снова вызывает важную симпатию у мужчин.

Однако я, как женщина, предпочитаю смотреть с альтернативной точки зрения.

Если предположить, что эта женщина, возможно, обнаружила семена еще при жизни, что она была женщиной мудрой, и что после смерти ее похоронили другие женщины с соблюдением определенных религиозных ритуалов, и что семена там могут указывать на то, что сферой мудрости этой женщины было сельское хозяйство, то на этот раз мы откроем позитивное пространство для женщин.

Более того, существуют хеттские исторические записи, которые подтверждают эти предположения. Как нам известно, 14 мудрых женщин выполняли хеттские погребальные ритуалы. Примечательно, что эти действия совершались и на территории Курдистана.

Вы уделяете особое внимание исследованиям в области женской истории. Какое влияние оказала история женщин на широко распространенное сегодня восприятие истории и какое влияние она может оказать на новые исследования?  

Чем точнее мы проанализируем женскую историю, тем увереннее мы сможем поставить историю человечества на правильный базис.

Это связано с тем, что изложение истории с мужской точки зрения, а также история религий вытеснили женщин из общественной сферы и ограничили пространство их бытия домом. Эта ситуация привела к тому, что женщины стали экономическими жертвами, она привела к социальному регрессу во всех отношениях.

Несмотря на то что до появления авраамических религий во многих областях существовали социальные первопроходцы, из исторических документов мы знаем, что в судах инквизиции женщин судили как ведьм в результате церковного фанатизма по отношению к схоластической мысли и приговаривали к очень суровым наказаниям.

Гипатия, Пири из Александрийской библиотеки, — лишь один из печальных примеров этого.

В современном мире, по сути, законы все еще уполномочены принимать решения против женщин. Если роль женщины в истории будет раскрыта должным образом, соглашение о радикальной эгалитарной демократии между двумя полами в рамках гендерных ролей превратится в конституцию в рамках мира, и человечество откроет новый золотой век с исторической халялизацией между мужчинами и женщинами.

Новая интерпретация археологических находок позволяет по-новому взглянуть на историческую роль женщин. Как такие интерпретации могут внести более глубокий и всесторонний вклад в историческую науку? 

Поскольку археология — наука очень новая, это поле, которое еще не успело подвергнуться загрязнению. Это древнее наследие принадлежит человеческой истории. Национальные государства и доминирующие религии стремятся найти поддержку для себя в этих местах, пока результаты исследования еще анализируются.

В результате этого могут возникнуть проблемы для женщин и для народов, ведущих свое происхождение из этого региона. Однако с точки зрения вспомогательных элементов многих дисциплин почва продолжает упорно открывать множество данных, подтверждающих истинную историю женщин.

Интерпретация господином Клаусом Шмидтом раскопок в Гёбеклитепе внесла неоспоримо важный вклад в историю женщин.

Например, заявив, что один из двух обелисков в центре может быть мужским, а другой — женским, он дал нам представление о церемонии, которая там проводилась.

К сожалению, несмотря на то, что с его смертью количество информации, которую мы в дальнейшем сможем получить с его помощью, уменьшилось, наш долг — интерпретировать мудрость, которую он нам передал. Я считаю, что в процессе написания своей книги я открыла в источниках, откуда черпала свои знания, важные окна для понимания женской истории.

Какие подходы и методологии следует использовать для понимания исторической роли женщин, помимо археологических и исторических данных, чтобы определить положение женщин в обществе? Могут ли эти подходы предложить более чувствительный взгляд на гендерные отношения? 

В качестве методологии, на мой взгляд, следует использовать многие области науки. Мифология содержит в себе коды исторических знаний обществ. Не столько политизированное религиозное знание, сколько формы веры, сформированные в культурной жизни, являются важными ядрами, содержащими признаки реальной истории женщины.

Раскрыть замалчиваемые страницы истории женщин сегодня сложно, но не невозможно. Оценки, которые даются женщинам из археологических находок,  с мужской точки зрения.

В то время как большинство современных ученых-мужчин и женщин, изучающих современное общество, придерживаются точки зрения, не учитывающей женскую освободительную перспективу, число альтернативных исторических исследователей растет.

Женская эмансипационная перспектива важна, потому что она может отменить социально предписанные роли. Позитивистский взгляд на женщин во всех смыслах обеспечит консенсус в обществе и станет движущей силой для человечества в создании более научной социальной культуры.

Учитывая гендерные роли на Ближнем Востоке, как вы оцениваете сегодняшние женские движения и роль женщин?

В каком-то смысле география Ближнего Востока — это зеркало важных ролей женщин в историческом процессе.

Анализируя женские движения, необходимо правильно понимать истории жизни Сары, Марии и Фатимы. Если мы определяем роль этих женщин через реальность материнства или роли жены мужчины, мы вносим свои предрассудки в ментальный фон.

Игнорировать миссию учительницы-первопроходца и мудрой женщины, которую мы постоянно встречаем в священных книгах или различных исторических источниках, в некоторой степени означает нашу слепоту.

Мы, курдские женщины, развили в себе способность смотреть на события с альтернативной точки зрения в рамках философии «Жин, жиян, азади», которую мы создали сами. Благодаря этой доктрине курдским женщинам удалось заявить о себе в современном мире.

Протесты, вызванные смертью Джины Махсы Амини, убитой фанатичным режимом Ирана, важны тем, что показывают, насколько решительны женщины Ближнего Востока в своем стремлении изменить жизнь в позитивную сторону.  

Это женский менталитет, унаследованный от этих исторических женщин-первопроходцев, как в борьбе езидок против преследований ИГИЛ*, которые сумели сохранить свой женский цвет в рамках собственных религиозных ритуалов и с каждым днем все более отчетливо его практикуют, так и женщин, борющихся против врагов человечества, нападающих на них в Кобани.

Кроме того, женщины в вере алевитов, одной из курдских общин, вновь претендуют на самый важный пост в своей религии и сумели превратить его в своего рода систему совместного председательства.

Разумеется, все это нельзя отделить от курдского женского движения, которое оперирует философией и доктриной «Жин, жиян, азади».

Обнаружение женской фигуры в центре Гёбеклитепе позволяет по-новому взглянуть на роль женщин в истории человечества. Насколько важна эта находка с точки зрения подчеркивания того, какое центральное место занимали женщины в социальной, культурной и религиозной жизни на протяжении всей истории человечества? 

Гёбеклитепе предоставляет нам важные данные для понимания истории человечества. Как будто наши матери и предки, жившие в то время, хотели передать нам происходящее, как на театральной сцене, чтобы мы не забыли ритуалы их периода.  

На самом деле, еще до открытия Гёбеклитепе местные жители посещали дерево в определенное время года и не приносили там жертв. Женщины, желающие родить ребенка, до сих пор привязывают к дереву тряпки, чтобы загадать свое желание.  

Тот факт, что после открытия Гёбеклитепе на одном из украшений раскопок был обнаружен рисунок роженицы, делает интересным и еще более привлекательным тот факт, что это место уже использовалось местными женщинами, желающими родить ребенка.  

Мы можем понять, что то, что выходит из области гениталий этой женской фигуры, которая танцует, как семах (танец кружащихся дервишей), исполняемый женщинами веры Раа Хак/Хеки (правильный путь), как  и оседлыми жителями Урфы, не является ребенком.

На самом деле мы видим сцену рождения, подобную большому взрыву или извержению вулкана. Если определить это событие с помощью мистического выражения, то, возможно, мы являемся свидетелями истории сотворения мира, в которой женщина, как считается, рождает вселенные.

В вашей книге также много говорится о женщинах и религиях. Как вы интерпретируете отношения между женщинами и религией в прошлом и настоящем? 

В своей книге я провожу анализ, затрагивая этот вопрос в весьма примечательных моментах и документируя свои повествования.

Я предлагаю разделить историю человечества на два периода, включая по крайней мере 50 тысяч лет до постройки Гёбеклитепе, и пересмотреть ее с учетом положительных и отрицательных сторон.

Если немного расширить тему, то исторические сведения, документы и данные показывают, что существует вера в Женщину-Мать, которой тысячи лет и которая характерна для Месопотамии с центром в Урфе.

Вера в зороастризм, имеющая мужское начало, родившаяся из этой веры в женщину-мать, стала более зрелой. Авраамические религии, основанные на зороастризме, — вчерашние дети по сравнению с верой в женщину-мать.

Хотя авраамические религии построили свою основную философию на корнях веры в Женщину-Мать, они также присвоили себе наследие человечества, созданное женщинами.

Как вы оцениваете связь между археологическими исследованиями и курдами или курдским языком? Что говорят нам исследования, проведенные в границах Курдистана, по этому вопросу? 

Действительно, ваш вопрос очень важен, лингвистика — это важное доказательство, которое позволяет нам понять историю с точки зрения математических правил.

Когда эта наука используется на правильной основе, мы видим города-государства, где говорят на курдском языке и диалектах в широкой географии с центром в Урфе, и империи, образованные из их сочетания.

В своей книге я сделала много лингвистических анализов, основанных на именах. Конечно, это мои предположения, но против них не было высказано серьезной критики. Даже если они появятся в будущем, это не проблема, потому что факты подобны твердым камням.

Что касается господствующего менталитета, то «курдов не существует», а значит, «не существует и курдского языка».

Если язык хеттов и урартов все еще похож на курдский язык, стоит остановиться и задуматься. Нужно задаться вопросом, насколько совместимо с этикой науки признание этих языков мертвыми?

В заключение позвольте поблагодарить вас за возможность высказаться.

*- террористическая организация, запрещенная в России

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/cyGu1
ВИАН

Recent Posts

Женское собрание Зенубии: противостояние турецким планам в Сирии

Женский совет Зенубии в регионе Табка обратился к населению Северной и Восточной Сирии с призывом…

19 часов ago

Мексиканские женщины требуют прекратить убийства в Рожаве

Сеть солидарности с Женским движением Курдистана, действующая в пяти мексиканских штатах, выступила с заявлением в…

19 часов ago

Женщины Урфы: Абдуллу Оджалана должны освободить!

Во вторник стартовал «Марш за демократическое решение и свободу», организованный Платформой демократических институтов, который движется…

22 часа ago

Конгресс «Стар»: сопротивление победит, турецкий режим потерпит поражение

Представительницы отделения женского движения северо-восточной Сирии Конгресс «Стар» в кантоне Евфрат выступили с заявлением для…

1 день ago

Академия жинелогии призывает к международной мобилизации для защиты революции в Рожаве

Интернационалистки из Института Андреа Вольф Академии жинеологии в Рожаве выступили с письменным заявлением, в котором…

2 дня ago

Ассоциация женщин «Роза» призывает к миру

Ассоциация женщин «Роза» выступила с заявлением для прессы, в котором осудила нападения Турции и связанной…

2 дня ago