Сеит Эвран оставил свой след как революционный, интеллектуальный журналист. Он пересекал горы, реки, заминированные границы, сталкивался с жестокими армиями. Он навсегда останется с нами и будет направлять нас.
И радость разливается…
Но с грустью начинаем мы свои дни.
Теплоту дарят песни.
И мы знаем, что рассвет окутает горы
И приведет их в движение.
Начнут борцы, которые защищают достоинство во тьме,
Словами света…
Эти строки принадлежат курдскому поэту Аднану Юселю, родившемуся в Элазиге. Наш друг и коллега журналист Сеит Эвран, которого мы потеряли 22 сентября, познакомился с ним в Университете Чукуровы. Будучи студентом, он посетил несколько лекций Аднана Юселя. Сеит очень любил его стихи и постоянно цитировал их.
Сеит Эвран познакомился со многими известными людьми. Среди них, конечно же, была бессмертная революционерка Гюрбетелли Эрсёз. Когда Сеит Эвран начал учиться в Университете Чукуровы, Гурбетелли Эрсёз, выпускница химического факультета, была научной сотрудницей факультета экологии и энергетики. Именно здесь в 1989 году Гурбетелли была арестована и заключена в тюрьму. В 1993 году Гурбетелли была освобождена из тюрьмы и начала работать главным редактором газеты Özgür Gündem. В это время Сеит Эвран окончил университет и вернулся в родной город молодым политическим деятелем. Сеит начал работать журналистом в той же газете. Но потом издание подверглось нападкам. Когда из-за государственных репрессий Гурбетелли уже не могла работать журналисткой, она в 1995 году ушла к партизанам. Она сказала: «В горах расцвела моя душа». Так же поступили Сеит Эвран и многие другие. 7 октября 1997 года Гурбетелли Эрсёз погибла в результате засады ДПК. В один из осенних дней в горах Амеда Сеит Эвран и его товарищи услышали эту новость по радио.
Путь Сеита продолжался. В 1999 году он отправился в Южный Курдистан и в течение нескольких лет активно продолжал свою журналистскую работу. В промежутках он также провел некоторое время в России и странах бывшего СССР, где проделал большую работу. Благодаря репортажам Сеита мы многое узнали о настоящем и прошлом советских курдов. В последний раз, когда я разговаривал с ним на эти темы, он упомянул о курдском племени, эмигрировавшем с Кавказа в Китай. Он слышал об этом лет двадцать назад и до сих пор продолжает заниматься этой темой. Он не мог отправиться на поиски этих курдов, потому что у него не было ни времени, ни средств. Я надеюсь, что кто-то из нас завершит эту историю, оставленную Сеитом.
Впервые я встретил Сеита Эврана в 2008 году в регионе Брадост. В то время мы работали на телеканале Roj TV и отправились в Южный Курдистан для съемок серии программ. Мы жили вместе около месяца и вместе путешествовали. Путь Сеита был долгим и упорным. За спиной у него были воспоминания о многих людях, погибших в борьбе за свободу Курдистана. Он постоянно делал записи о них, пересказывал и делал все возможное, чтобы они не были забыты. Сеит Эвран входил в состав группы, которая собрала в четырехтомник воспоминаний и записных книжек сотен партизан, участвовавших и погибших в борьбе за свободу. В течение нескольких дней и месяцев они шаг за шагом путешествовали по горам и равнинам, выслушивая тысячи людей, делясь своими воспоминаниями и увековечивая их. Сеит был самым выдающимся членом этой команды.
Когда в 2011 году в Сирии началась гражданская война, Сеит отправился в Рожаву. Он перебрался в окрестности Африна и Алеппо и предоставлял свободным курдским СМИ информацию о происходящем в Сирии. В то время как другие писали о войне в Сирии поверхностно, Сеит был там лично и пролил свет на ситуацию. Например, он подробно рассказал об организации джихадистских группировок в Сирии, о местных и региональных связях, о том, кто с кем и с какой целью контактирует. Он никогда не забывал информацию, которую узнавал и подтверждал. Анализируя эти группировки, он порой вдавался в поразительные подробности. Кроме того, он был одним из первых журналистов, признавших и предавших гласности систематические связи Турции с этими джихадистскими группировками.
Сеит Эвран освещал не только политические и военные события в регионе, но и социальные, общественные и культурные вопросы. В соответствии со своим характером он работал над темами, связанными с обществом. Сотни новостей и статей, написанных им в Африне, Алеппо и Шехбе, помогли нам лучше узнать этот регион. Сеит Эвран был также первым журналистом, сфотографировавшим могилу доктора Нури Дерсими в районе Шера в Африне и подробно рассказавшим о ней.
После Африна он работал в регионе Джазира в Рожаве. В 2016 году, когда я работал в ANF, мы снова проводили здесь много времени вместе. В том же году Сеит впервые взял меня с собой в Шенгал вместе с нашим коллегой Доганом Четином. Он уже много раз бывал там, и когда мы путешествовали вместе, он знал все дороги и имел много связей. Шенгал в то время переживал непростые времена. Проводились операции против ИГИЛ. В это время в Шенгале работала и наша коллега Нуджиян Эрхан. Вскоре после нашего возвращения Сеит Эвран сообщил нам горькую новость: Нуджиян был убита в результате нападения вооруженных сил ДПК.
Через некоторое время Сеит приехал в Южный Курдистан. Я работал в штаб-квартире ANF, а Сеит Эвран освещал новости оттуда. В течение нескольких месяцев мы вместе работали в офисах ANF в Киркуке и Сулеймании. Сеит продолжал работать здесь до 2021 года. Наш друг Карван Хорами, координировавший иранскую службу ANF, и Сеит Эвран находились в одной рабочей обстановке. У Карвана тоже были проблемы с сердцем, и они постоянно критиковали друг друга за то, что не следят за своим здоровьем. Товарищеские отношения между Карваном Хевраманом и Сеитом Эвраном были поистине образцовыми. К сожалению, пять месяцев назад Карван тоже ушел из жизни, и я не могу передать словами, как Сеит был опечален этим.
Журналистская работа Сеита Эврана в Рожаве и Южном Курдистане была беспрецедентной. Нелегко собирать новости на любую тему и из любой среды, сохраняя при этом свой идейно-политический курс. Сложно работать так на Ближнем Востоке и особенно в Курдистане. Сеит — редкий журналист, которому это удалось. Он знал, какой линии придерживается в своей работе, и это отношение вызывало всеобщее восхищение.
Сеит Эвран оставил свой след как революционный, интеллектуальный журналист. Он жил полной жизнью. Он пережил тысячи трудностей. Он пересекал горы, реки, заминированные границы, сталкивался с жестокими армиями. Он встал на защиту сотен журналистов, готовившихся к работе в свободных курдских СМИ, делился с ними своим опытом и был для них примером для подражания. Он был свидетелем огромной боли, разрушений и потерь. Но все это не остановило его. Он был товарищем тех, кто писал статьи против варварства. Невозможно представить себе курдские СМИ без Сеита. Но мы не останемся без него. Как и Гурбетелли Эрсёз, Халил Даг, Мехмет Шенол, Нуджиян Эрхан, Дениз Фырат и многие другие, Сеит Эвран навсегда останется нас и будет направлять нас.
Семья журналиста Назыма Даштана, погибшего вместе своей коллегой Джихан Билгин в результате удара турецкого беспилотника…
В Metro Centre в Сулеймании представители различных СМИ и организаций провели пресс-конференцию, посвященную убийству журналистов…
Пресс-центр ЖОС опубликовал официальное заявление, осуждая вероломное нападение, совершенное турецкими захватчиками на курдских корреспондентов Джихан…
В заявлении ЖОС говорится, что Авашин Рустам Джуди родилась в городе Камышло. Она была в…
Турецкие власти продолжают убивать работников свободных СМИ. Назым Даштан и Джихан Билген, которые снимали репортажи…
Генеральная прокуратура заявила о начале расследования по факту публикации на T24 новости с заголовком «Журналисты…