Режиссер Вейси Алтай создал фильм о борьбе родственников исчезнувших и пропавших без вести граждан Турции. Он упомянул, что площадь Галатасарай была открыта для пикетов только на 1000-ю неделю акции Субботних матерей и вскоре закрыта снова, и добавил, что Турция отрицает существование этой открытой раны – проблемы семей, потерявших своих близких.
Субботние матери и их соратники проводят сидячую акцию протеста на стамбульской площади Галатасарай с 1995 года. Недавно прошла 1000-я неделя этой акции; в последнее время её участницы снова испытывают сильное давление. На днях правительство ПСР/ПНД закрыло площадь полицейскими заграждениями. Родственников исчезнувших неоднократно задерживали с применением силы. Несмотря на то, что женщинам разрешили сделать заявление, площадь так и не была открыта для демонстраций. Женщинам удалось попасть сюда лишь в 1000-ю неделю пикета. Ранее заместительница председателя парламентской группы ПСР, турецкий политик Озлем Зенгин сказала, что власти откроют площадь, преподнеся это решение, как благословение, но затем добавила: «Мы не позволим злоупотреблять этим». Все обернулось ещё хуже – после того, как активисты отметили 1000-ю неделю, организовав пикет, в котором приняло участие большое количество людей, площадь снова заблокировали полицейскими заграждениями. Тем не менее, Субботние матери продолжают свою борьбу, несмотря на все преграды.
«Колодец» (Bîr) – документальный фильм, снятый в 2018 году режиссером Вейси Алтаем, который был свидетелем борьбы пострадавших семей и снимал кино- и фотоработы об исчезнувших людях на протяжении многих лет. Фильм по-прежнему очень актуален – кинолента рассказывает историю 7 человек, которые пропали без вести в Керборане (Даргечите) в 90-е годы.
Корреспондент ANF поговорил с Алтаем о его работе, а также о том, как ему удалось запечатлеть борьбу родственников исчезнувших людей.
— Борьба Субботних матерей и их соратников продолжается уже более 1000 недель. Расскажите, как начинался первый этап съемок вашего документального фильма?
— Честно говоря, это началось давно. Я тоже активист из числа тех, кто занят проблемой исчезновений, и я занимаюсь этим с 2000 года. Я долгое время работал в области прав человека в рядах Ассоциации по правам человека (АПЧ), в её отделениях в Стамбуле и Анкаре. Я был вовлечен в эту проблему лично. Я долгое время фотографировал происходящее, собирая архив, потому что у нас проходит много общественных мероприятий. К сожалению, у всех нас есть недоработки с сохранением этой памяти, и мы должны делать усилия, чтобы нести что-то в будущее. Честно говоря, я собирал фотоснимки и истории, чтобы заполнить пробелы. Затем я сделал фотоработу из снимков, снятых до 2010 года. Это был фотоальбом под названием «Потерянные мы», в который вошли около 100 фотографий и историй.
Затем я снял документальный фильм под названием «Государство-преступник» (Perpetrator State) об исчезнувших людях. В нем рассказываются истории наших сограждан, которые пропали без вести и были убиты в 90-95 годах в Джизре. Он увидел свет в 2012 году. В тот же период я готовил документальный фильм о матери Берфо и закончил работу над ним примерно в 2015 году. После 2015 года я сосредоточился на трагедиях исчезнувших жителей Керборана.
— Фактически, вы были одновременно вовлечены в проблему и работали над сохранением памяти…
— Да. Конечно, всё это было в центре моего внимания, когда я работал над ситуацией исчезнувших людей. В целом это похоже на создание архивов, фотографирование, сбор историй. Тогда, закончив работу над документальным фильмом о матери Берфо, я начал трудиться над другим документальным кино под названием «Колодец». На самом деле я приступил к работе над ним ещё в 2010 году. Тем временем я наблюдал за ситуациями Хазни Догана, братом Сейхана Догана, и матери Хедие, которые пропали без вести в Керборане. Я часто приходил к ним домой, чтобы побеседовать о ходе дел. Тогда уже шел судебный процесс.
— Когда вы начали работать, исчезнувшие люди еще не были найдены, верно?
— Да. Когда мы начали эту работу, никто из исчезнувших не был найден. Честно говоря, никто и не надеялся, что их смогут отыскать. В те дни, когда я начал проводить интервью и беседы с их близкими, я ездил как в Керборан, так и к матери Хедие, поскольку она жила в районе Канара в Стамбуле. Затем, в ходе суда, в результате признаний информатора и фиксации мест событий, появилась различная информация о расположении захоронений. Тогда адвокаты семей жертв обратились в прокуратуру Керборана, а также в прокуратуру Амеда. Информаторы предоставили нужные данные, поэтому были поданы ходатайства с требованием провести повторное расследование этих исчезновений, исследовать места, указанные этими людьми, в соответствии с Миннесотскими протоколами и достать останки. Затем был подан иск, и прокуратура Керборана приняла решение обследовать ряд мест, где могли находиться останки. В дату, когда места захоронений должны были эксгумировать, мы отправились в Керборан с нашими друзьями из АПЧ и семьями жертв. Конечно же, прокуратура и некоторые полицейские начали использовать бульдозеры, что полностью противоречит Миннесотским протоколам. Тогда мы не получили никаких четких данных. В тот же день собралось много семей. Мы посетили несколько мест в той деревне, чтобы посмотреть, что происходит, потому что об этом месте ходили слухи.
— Что это были за слухи?
— Эта деревня некоторое время находилась под контролем армии, и люди рассказывали друг другу, что на её территории пытали и убивали, а многие люди пропадали без вести. В этих двух поселениях также было много колодцев. Вероятно, многие жертвы убийств были сброшены в эти колодцы. Мы проверили несколько колодцев и заметили, что там лежат вещи, которые явно принесли из другой местности. Мы начали копать вместе с семьями, чтобы исследовать колодцы. Когда я говорю «копать», я имею в виду, что мы стали убирать камни, скопившийся мусор и т. д. Через некоторое время в колодце нашли человеческую одежду и некоторые личные вещи. Тогда муниципалитет Керборан находился под управлением ДПН (Демократической партии народов – прим.). Семьи позвонили в муниципалитет, и его представители немедленно приехали. Мы осушали колодец в течение нескольких часов и нашли там несколько образцов костей. Конечно, юристы сказали, что если мы извлечем эти кости своими силами, возникнут юридические сложности, потому что их должны достать с разрешения и при участии прокуратуры. Было подано заявление в прокуратуру, после чего раскопки продолжились. На этом месте были найдены останки Сейхана Догана и Амина Аслана. Конечно, на тот момент мы ещё не знали, кому принадлежат эти кости, но позже личности погибших были установлены. Тело одного из 7 человек, пропавших в тот же период, было найдено в колодце в 1996 году. Из числа прочих шести человек, которые также пропали без вести, двое были найдены в Кызылтепе (Косере), в 150-200 км от места происшествия. Затем тела Надыма Акьона и Давута Алтункайнака были обнаружены в пещере неподалеку от деревни, где они проживали. В 2013, 2014 и 2015 годах останки извлекались из различных пещер и колодцев с интервалом в один год. Мы следили за всеми этими процессами. Я снимал и фиксировал всё, и так я набрал материал для фильма.
— С 2018 года и по сей день площадь Галатасарай долгое время была под запретом для протестов и демонстраций. Она была открыта только на 1000-ю неделю акции, а затем её снова заблокировали. Как человек, фиксирующий и поддерживающий борьбу родственников исчезнувших людей на протяжении долгого времени, как вы оцениваете эту ситуацию?
— Откровенно говоря, проблема исчезновений характерна не только для Турции. Такие страны, как Гватемала, Чили, Аргентина, Сальвадор, а также Испания времен Франко сталкивались с насильственными исчезновениями. Многие государства мира используют одни и те же методы, когда похищают людей и устраивают расправы… Некоторые страны пытаются решать проблему, а некоторые игнорируют её существование. Власти Турции также полностью отрицают проблему, вместо того чтобы решать её. Было время, когда ПСР частично занялась насильственными исчезновениями. Фактически, этот период пришелся на 2012-2014 годы.
Как я уже говорил, тогда было найдено множество тел, исследовано множество кладбищ и могил, а кости находили и извлекали способами, не разрешенными Миннесотским протоколом. Некоторые из останков позже скрыли, заявив, что это кости животных. Учреждения судебной медицины, связанные с государством, фактически пытались скрыть преступления, совершенные режимом. В Турции нет независимой судебной медицины или учреждений, которые могли бы провести независимое расследование.
— Судя по всему, никаких результатов судебные процессы не принесли…
— Вместо того, чтобы признать случившееся, правительство каким-то образом оправдывало людей, совершавших убийства, находясь при государственных должностях, когда жертвы были под стражей в органах безопасности. Государство фактически защищало преступников до самого конца. Джемаль Темизёз получил от властей около 127 наград за множество убийств, совершенных им в Джизре, – за множество людей, которых он убил или заставил исчезнуть навсегда. Муса Читиль сыграл далеко не последнюю роль в исчезновении 11 жителей деревни в провинции Мардин, а затем был вновь назначен командующим операцией подавления сопротивления в Суре.
Мехмет Агарлар, Седат Буджаклар, Ариф Доганлар и многие другие так и не были наказаны за содеянное. Против всех них было подано множество судебных исков, но все они были оправданы.
Конечно, даже то, что семьи добиваются справедливости и могут достучаться до людей, серьезно беспокоит правительство. Сначала убийцы были оправданы во всех судах. Потом активисткам запретили выходить на площадь Галатасарай, и власти стали вести себя так, будто такой проблемы в Турции не существует или она очень индивидуальна. Это логичное продолжение 100-летней официальной политики турецкого государства.
Если кто-то выходит за пределы «красной черты», которую провели власти, он снова сталкивается с репрессиями со стороны государства, рискует сесть в тюрьму или подвергаться постоянным задержаниям. Когда-то правительство ПСР делало вид, что будет противостоять проблемам, назревшим в Турции. Но оно сотрудничало и сотрудничает со всеми убийцами, которые делали грязную работу в этой стране. Сегодня они поддерживают все преступления против человечности, одобряют геноцид и массовые убийства, имевшие место в прошлом. Любой, кто выступает против этого, становится их потенциальным врагом. Поэтому запрет – не такая уж простая ситуация.
Возможно, правительство сможет запретить и инициативу Субботних матерей. Но это, в конечном счете, не прервет борьбу, которую женщины, ищущие своих близких, ведут с 1995 года. Такая угроза не заставит никого из нас отступить. Когда Субботние матери и прочие активисты впервые пришли на площадь Галатасарай в 90-х годах, их жестоко избивали, волокли по земле, задерживали и бросали в тюрьмы. Но с 1995 года эти люди, их внуки и дети до сих пор ищут справедливости. Такое можно видеть не только в Стамбуле. Эти люди стоят в пикетах перед средней школой в Джизре, в Амеде, Кошуёлу, Батмане, Урфе. Стоит помнить, что мы говорим о почти десяти тысячах убийств и случаях, когда люди пропали навсегда по вине государства. Всё это произошло в Курдистане. По крайней мере, Субботние матери и наши соратники пытаются добиться справедливости для жертв этих преступлений.
Мы должны оценить проблему с нашей собственной точки зрения и задаться вопросом – что ещё мы можем сделать? Как мы можем усилить борьбу? Я делаю это с помощью кино, кто-то другой может сделать это в рамках статьи, которую он напишет, либо делая фоторепортаж. Потому что это один из важнейших вопросов Турции и Курдистана. Это бесконечный траур. Это человеческие истории, оставшиеся на грани между жизнью и смертью. Другими словами, мертвые не умирают, потому что пропали без вести, а живые не живут, потому что их родственники исчезли. Если мы хотим говорить о нормализации обстановки в стране, мире или разрешении конфликтов, этот вопрос должен быть решен.
Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…
Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…
Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…
4 ноября на улицах и площадях Батмана, Мардина и Халфети (провинция Урфа) начались акции протеста.…
Согласно докладу, полученному организацией по правам человека Hengaw, 25-летняя Рошанак Молаи Алишах попала в поле…
Женский фронт Южного Курдистана выступил с заявлением, в котором призвал принять срочные меры в защиту…