Езидские женщины стали жертвами нападений, потому что именно они сохраняли свои традиции и культуру. В большинстве они сопротивлялись насилию и ассимиляции.
Но несмотря на жизненные трудности, бесчисленные нападения, геноцид и насильственную ассимиляцию, появилось много женщин сопротивления, лидеров, писателей и художников. Их роль в борьбе за свободу и защиту курдской культуры очень важна.
МАЙЯНА ХАТУН. Майана родилась в 1873 году в деревне Баэдре в Шейхане. Это было время, когда произошла одна из крупнейших расправ века против езидов и Шенгала. Геноцид был осуществлен в 1832 году по приказу Красного принца Мира Мухаммеда (принца Кораха). Первый Мир Али Бег был убит в Шенгале.
Майяна Хатун была женой Мира Али Второго. В 1892 году Османская армия под командованием Омара Вехби-паши снова расправилась с Шенгалом при поддержке некоторых курдских и мусульманских племен. Омар Вахби-паша издал самый жестокий приказ по отношению к езидам: он уничтожал их тысячами, принуждая принять ислам. Мира Али Бега Второго и его жену Майяну Хатун депортируют вместе с езидскими аксакалами и духовными лидерами в Мосул, а святые места в Шенгале превращают в мечети.
В результате давления со стороны христиан в Османской империи бойня в Шенгале была прекращена и Омара Вехби-пашу отстранили от должности и отправили в Стамбул. Во время резни Майяна Хатун своей смелостью завоевала авторитет в езидской общине. После смерти мужа ее сын Саид, несмотря на молодость, унаследовал положение своего отца. Во время правления Саида Али Бега и внука Мира Тахсина Бега (скончался в январе 2019 года) она была теневым правителем. Сделала так, что Лалеш вновь стал езидской святыней, и до своей смерти в 1956 году считалась самой влиятельной женщиной в новой истории езидов.
БЕГА САМУР. Бега Самур была из племени Дина. В 1894-1958 годах жила в деревне Мшаджерк (Суруч) и деревне Оглакчи (Вераншар). Она была одной из тех, кого турецкое государство не смогло обратить в мусульманство, и со временем стала легендой своего народа.
АЗНИФА РАШИД. Она родилась в 1926 году в селе Алагяз в Армении. В 1955 году стала первой женщиной в вещательной компании на «Радио Еревана». В течение 27 лет ее голос из Армении достигал всего Курдистана. Азнифа Рашид ушла из жизни в 2000 году.
ДЖАМИЛА ДЖАЛИЛ. Джамила Джалил родилась в 1940 году в Ереване. Она дочь Джасима Джалила, внесшего огромный вклад в курдскую литературу, историю и музыку. Ее семья бежала из Карса в Армению. Все братья и сестры Джалилы предпочитали курдскую культуру и литературу. Профессор д-р Ордихане Джалил – литератор. Д-р Джалиле Джалил – историк, а Джамила Джалил посвятила себя музыке.
В юном возрасте она начала работать на «Радио Еревана». В возрасте 24 лет она обработала 75 курдских народных песен, написала к ним ноты и издала книгу «Сборник курдских песен». Джамила опубликовала около 10 книг из собранных ею материалов.
БНАВШ АГАЛ (БЕРИВАН). Эта женщина стала частью не только в истории езидского сопротивления, но и истории борьбы за свободу в Курдистане. Она родилась в 1966 году в Губинском районе Батмана. В 1984 году в Германии присоединилась к РПК. В 1985 году приезжает в Сирию и Рожаву, а в 1988-м – в Северный Курдистан, где работает с населением в Джазире. В Джазире слагают легенды о Бериван. Турецкое государство преследует ее. Она погибла на войне 18 января 1989 года. Похоронена в Джазире, ее могила считается священной.
БАХИЯ ЯСИТ (ХАДЖАР). Вторая езидская женщина после Бнавш Агал, присоединившаяся к РПК. Родилась в 1965 году в районе Кубин. В 1965 году она вместе с семьей приезжает в Джаллу и там узнает о РПК. Через год она уже активно участвует в революционной борьбе как партизанка. 4 декабря 1989 года вместе с 11-ью своими друзьями она попадает в засаду турецких войск при попытке пересечь реку Тигр. Тела Ясит и 11-ти партизан были похоронены в Джазире рядом с могилой Бнавш Агал.
АСМАР ДЕМИР. После мученической смерти Бнавш Агал еще одна езидка из Германии присоединилась к борьбе за свободу курдов. Асмар Демир родилась в 1981 году в деревне Дусай в Кубине, вступила в ряды РПК в Германии в 1990-х и стала известна как Хане Сипан. Некоторое время она была партизанкой в ПСЖК. В 2008 году в районе Калараш она приняла героическую смерть вместе с шестью своими товарищами в борьбе против иранских войск. Она была племянницей члена координационного совета езидов Шенгала и Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Заки Шенгали.
ЗЕЙНАП БОЗКУРТ (БНАВШ АДАССА). Зейнап Бозкурт хотела пойти по стопам Бнавш Агал и взяла ее имя. Родилась она в 1974 году в Вераншарском районе Урфы. После вступления в ряды РПК в Германии она приняла имя Бнавш Адасса. Получила политическое и идеологическое образование в Академии Махсума Коркмаза. Позже стала членом военного совета НСС, членом ССЖ «Стар». 13-22 декабря 2011 года она и ее 13 друзей пали в бою против турецкой армии на горе Куди Ширнак.
ИСТОЧНИКИ:
– Курдские женщины, Рохат Алаком, АПЕК, 1995
– История езидов, Джон С. Гюст, Авеста, 2001.
– Бессмертная красота курдов-езидов, Яшар Батман, Интернет-публикации, 2014
– Езидские женщины и общество, журнал Yeni Ozgur Politics, февраль 2012 г.
– Женский архив новостей, газета Yeni Ozgür Politics и ANF.
В Турции муниципалитеты, управляемые оппозиционной партией НРП, отменили концерты известных курдских артистов, таких как Рожда…
В 2024-2025 учебном году в Северной и Восточной Сирии был принят новый образовательный проект: создание…
Иранское правительство продолжает использовать смертную казнь как инструмент подавления активистов и правозащитников, в том числе…
Деврим Демир, со-мэр города Мардин, которая была уволена вместе со своим коллегой, оценила ситуацию с…
Политзаключенная Вариша Муради, член Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК), 10 ноября была приговорена к…
Книга Абдуллы Оджалана Sociología de la libertad (Социология свободы: Манифест демократической цивилизации — Том III)…