Сюзан Ишбилен: демократия без равенства мужчин и женщин невозможна
После февральского призыва курдского лидера Абдуллы Оджалана и решения РПК прекратить вооруженную борьбу, принятого на 12-м съезде партии, начался новый этап урегулирования. Эти перемены были отмечены церемонией сожжения оружия 11 июля.
В рамках процесса урегулирования, инициированного по призыву Оджалана, в турецком парламенте была сформирована комиссия по решению курдского вопроса, которая провела свое первое заседание 5 августа.
В эту структуру вошел 51 депутат: 21 – от правящей Партии справедливости и развития (ПСР), 10 – от Народно-республиканской партии (НРП), четверо – от Партии народного равенства и демократии (ПНРД), четверо – от Партии националистического движения (ПНД) и трое – от партии «Новый путь».
В комиссии всего девять женщин: четыре от ПСР, три от НРП и две от ПНРД, но нет ни одной женщины от ПНД, партии «Новый путь», Рабочей партии Турции (TIP), Лейбористской партии (EMEP) и Демократической левой партии (DSP).
Нуман Куртулуш, спикер Великого национального собрания Турции, выступил с обращением к комиссии, открывая её работу. Основной повесткой дня первого заседания было определение процедур и принципов деятельности. Сформированная группа получила официальное название «Комиссия национальной солидарности, братства и демократии».
Теперь Сюзан Ишбилен рассказала нам об ожиданиях женщин от урегулирования и попыток принести мир на землю Турции.
Подчеркивая роль женщин в усилиях по миростроительству, глава ассоциации «Роза» напомнила, что женщины не только борются за мир, но и отстаивают свои права в условиях патриархального мышления.
«Система, созданная женщинами в ранних обществах, была антиавторитарной»
Объясняя, почему женщины по своей природе выступают за мир, Ишбилен сказала:
«На протяжении всей истории человечества войны всегда развязывали мужчины. Вы редко сможете найти исторический пример, когда женщины развязали бы вооруженный конфликт. Так происходило потому, что в обществе преобладает мужское мышление, которое рассматривает любой социум с точки зрения власти и выгоды, а не с точки зрения ценности человеческих жизней. Войны продолжаются до тех пор, пока служат интересам носителей такого мышления. Существует рынок производства оружия — где бы это оружие использовалось вне войн? Какую прибыль получали бы те, кто его производит? Те, кто производит оружие, рассматривают его как источник власти, и чем больше власти в их руках, тем больше они стремятся к господству над миром. Такие люди рассматривают прогресс, как инструмент установления господства. Женщины, которые ничего не выигрывают от войны, не производят оружие и не стремятся к власти. Система, созданная в ранних обществах, была антиавторитарной и общинной, основанной на равенстве. Вот почему женщины практически никогда не были причиной войны — они всегда выступали против конфликтов, борясь за свою свободу и идентичность».
Женщины в авангарде антивоенного движения
Подчеркнув ведущую роль женщин в урегулировании курдского вопроса, активистка напомнила о давней активности своих соратниц в стремлении к миру:
«Хотя правительство и говорит о «Турции, свободной от террора», мы не приемлем такую формулировку. Именно женщины возглавляют то, что мы называем процессом установления мира и демократии в обществе. Они прилагают все усилия, чтобы создать организацию на низовом уровне, которая служит основой демократического общества. Все мы понимаем, что без организованных сообществ прочный мир невозможен».
«Усилия женщин – движущая сила диалога о мире»
Ишбилен сказала, что нынешний диалог дал людям новую надежду, так как может проложить путь к решению многих глубоко укоренившихся проблем. Она подчеркнула, что женщины стремятся к разрешению конфликта, надеясь, что это даст им подлинную свободу.
«Все мы хотим добиться мира, но женщины надеются получить свободу по итогу урегулирования, – сказала Ишбилен. – Они не приемлют патриархальный образ мышления, отрицающий наши права. Женщины хотят быть экономически, интеллектуально и лично независимыми. Они желают, чтобы у мужчин и женщин были равные возможности».
Она подчеркнула, что женщины уже давно стремятся к миру, вступая в диалог с различными группами, организуя шествия, акции протеста и создавая массовые движения: «Именно усилия женщин приведут нас к успеху. В течение многих лет правительство пыталось довести общество до грани, за которой начинается безучастность и безразличие, но наши активистки смогли прервать это молчание. Если мы обсуждаем этот процесс сегодня, это во многом происходит благодаря борьбе, которую ведут наши соратницы».
Дисбаланс несет угрозу доверию
Сюзан Ишбилен подчеркнула важность создания комиссии, но раскритиковала низкую представленность женщин в её структуре:
«В этой комиссии 51 депутат, но среди них только девять женщин, что соответствует всего лишь 17,5%. Эта цифра должна была составлять 50%. Может ли мир, основанный на патриархальном мышлении, действительно служить интересам людей? И поможет ли это заставить оружие замолчать? Хотя мы по-прежнему с оптимизмом смотрим на попытки добиться успеха в деле мира, преобладание мужчин вызывает у нас законные опасения. Мы надеемся, что наши опасения окажутся необоснованными, но когда люди, разжигающие войны, доминируют в комитете, обсуждающем вопросы мира, это ставит под сомнение серьезность их намерений».
Ожидания женщин от мирного процесса
Наша собеседница рассказала об ожиданиях женщин, подчеркнув настоятельную необходимость демократических преобразований: «Необходимо принять правовые нормы. Власть предержащие говорят о «Турции без террора». Однако, то, что они называют громким словом «террор», не возникает из ниоткуда. Это результат неспособности решить курдский вопрос. Следует понимать, что эта проблема не может быть решена без устранения её глубинных причин и предпосылок. Права курдов на родной язык, культурную самобытность и образование – всё это должно быть гарантировано. Комиссия по курдскому вопросу должна действовать с твердой приверженностью демократии и равенству. Мы ожидаем именно этого. Мы обеспокоены, что, если глубинные причины прошлых конфликтов не будут устранены, любой мир, построенный на других основаниях, не будет устойчивым».
«В отсутствие равенства нет демократии»
Сюзан Ишбилен добавила: «Когда мы исследуем исторические причины эксплуатации женщин и роста уровня насилия и тяжких преступлений, мы видим, что они проистекают из недемократической системы, глубоко укоренившейся в социуме и пронизывающей наши институты. Неравенство остается одним из главных препятствий на пути демократизации.
Система, которой свойственно неравноправие, сформировала определенный тип мышления. Роли женщин и мужчин распределяются так, что женщинам иносказательно «говорят», что они будут рабынями, а на мужчин возлагают контроль. Такова социальная структура, в которой мы живем. Мы не можем говорить о демократии в социуме, пока существует базовое неравенство. Проблемы общества должны решаться наряду с проблемами женщин. До тех пор, пока женщины не будут свободны, а общество останется под властью мужчин, демократия невозможна.
При таком ошибочном понимании демократии не может быть и мира. Женщины и мужчины – движущие силы общества. Если одна из этих сил уничтожает другую, если одна из них подвергается насилию, мир между двумя враждующими полами невозможен. Представители этих полов должны сначала примириться друг с другом.
На протяжении всей истории человечества женщины шли к пониманию, чего им не хватает, обнаруживали свою силу и пробуждались. Теперь они говорят: «Я больше не буду преклоняться перед мужчинами». Но мужчины никогда не проходили через такое испытание. Они всегда были довольны собой, оберегая свою зону комфорта. Женщины должны настойчиво стремиться к переменам; тогда изменятся и мужчины. Сегодня мы больше не соответствуем ролям, навязываемым обществом, и до тех пор, пока эта трансформация не завершится, достижение мира между мужчинами и женщинами будет оставаться сложной задачей».