Фестиваль завершится 28 ноября, и в этом году он проходит онлайн из-за пандемии коронавируса.
Фестиваль получил название «Права человека на трех основах: пандемия, суверенность и новая дискриминация». Мы поговорили с Маурицио дель Буфало, основателем фестиваля.
– Не могли бы вы представиться нашим читателям?
– Меня зовут Маурицио дель Буфало, мне 66 лет, я пенсионер. Я родился в Салерно (Италия, регион Кампания) и в 2005 году основал Неаполитанский кинофестиваль по правам человека, генеральным координатором которого в настоящее время являюсь.
По образованию я инженер-электронщик и 22 года проработал в информационных системах для металлообрабатывающей промышленности. Затем перешел на информационные системы для государственного управления и, наконец, в 2000 году уволился с работы, чтобы заняться международными проектами. 10 лет сотрудничал с ООН в различных странах мира (Доминиканская Республика, Куба, Сербия, Албания, Марокко, Ливан) в области экономического развития бедных стран или в постконфликтных ситуациях. В то же время с 1996 по 2010 год я занимался профсоюзной деятельностью от имени FIOM и CGIL. В 2005 году я решил основать Ассоциацию кино и прав человека вместе с моим другом из Аргентины Хулио Сантучо, который уже работал до этого в кинематографической индустрии, был партизаном в своей стране и жил в Италии в качестве беженца. Фестиваль сделал свои первые шаги в Албании (2006 и 2007), а затем, в 2008 году, мы решили основать Неаполитанский фестиваль.
– Что отличает Фестиваль прав человека в Неаполе от других кинофорумов?
– Фестиваль фильмов о правах человека в – особенное событие, потому что он нацелен прежде всего на самые слабые социальные категории людей, наиболее подверженных риску диктатуры или войны. Наш бюджет ограничен, и участники, которые его поддерживают, работают бесплатно. Фестиваль проводится каждый год в ноябре – в этом году уже 12-й раз. У каждого года есть основная тема, которая дает название событию. Тема 2020 года – «Права на коленях – пандемия, суверенитет и новая дискриминация» – посвящена взаимосвязи между пандемией и демократией.
Фестиваль разделен на две части: международные мероприятия и конкурс фильмов. Мероприятия – это встречи, которые длятся один день и имеют определенную тему, связанную с темой фестиваля в этом году; они разделены на встречи / дебаты и показы вне конкурса, включают присутствие итальянских и иностранных гостей и свидетелей случаев нарушений прав человека. С мая по сентябрь на конкурс фильмов собираются международные работы на открытом тендере; внутренняя комиссия отбирает короткометражные и полнометражные фильмы, а в ноябре экспертное жюри присуждает призы. Есть много дополнительных жюри, например молодое жюри, и некоторые жюри, которые ежегодно заключают соглашения с определенными категориями и ассоциациями, поддерживающими Фестиваль.
С 2009 года Неаполитанский кинофестиваль относится к сети фильмов о правах человека «Международной амнистии», которая базируется в Амстердаме (www.humanrightsfilmnetwork.org) и объединяет 45 других городов мира.
– Как вы выбрали это название и каковы ваши цели?
– Название принадлежит международной традиции политического кино, и мы взяли его у аргентинцев, которые рассказали молодому поколению через кино о том, что произошло в годы фашистской диктатуры (1976-1983). Мы много лет работали в Буэнос-Айресе, и с 2009 по 2013 годы мы организовали 5 великих Ventanas su Napoli в аргентинской столице. Фестиваль имел успех у публики и знакомил итальянских режиссеров с южноамериканскими режиссерами.
Отсутствие средств в Италии помешало нам продолжить фестиваль. Сегодня мы расширили свой интерес к другим странам, обращаемся к странам Азии (Сирия, Палестина, Иран, Афганистан, Индия), где происходит события, наносящие серьезным ущерб окружающей среде и людям. Кинематограф этих стран осуждает насилие, от которого страдают беднейшие классы. У нас большой интерес к Африке и ко всем миграционным явлениям, которые влияют на Италию и Европу. В Италии мы уделяем внимание мигрантам и меньшинствам, а за рубежом нас особенно интересуют народы без государства (сахарцы, палестинцы, курды, рохинги и т. д.). Наш следующий фестиваль будет посвящен этим народам.
– Вот уже несколько лет вы выбираете для показа курдские фильмы. Как давно вы знакомы с курдами и курдским кинематографом?
– Мы, организаторы фестиваля, очень хорошо знаем историю курдского народа и его лидера Абдуллы Оджалана. Курдские женщины являются примером для всего мира. Я лично очень хорошо знаю историю курдских беженцев, которые прибыли на побережье Калабрии в 1998 году и были приняты в Риаче. У нас прочные связи с Доменико Лукано, бывшим мэром Риаче, который создал модель для принятия людей, бежавших из своей страны в результате войны и преследований. Мы воодушевлены мужеством курдов, и сердцем и разумом мы близки к борьбе, которую они ведут в Сирии и других частях Азии.
Мы знаем курдское кино уже четыре года, а несколько лет назад фильм Вейси Алтая «Колодец» получил нашу самую престижную награду как документальный фильм о правах человека. С того дня мы предложили нашим друзьям из итальянской киноиндустрии посмотреть этот фильм, а затем мы начали кампанию в поддержку курдского народа, устроив вечер в символическом замке Неаполя – замке Маскио Анджоино. Здесь мы организовали мероприятие совместно с муниципалитетом Неаполя и с помощью Уики и Силана Экинджи. Затем мы предложили многим итальянским кругам показать фильм «Нуджин» и собрать деньги для поддержки борьбы курдов, и мы нашли отклик во многих городах. Лично я очень привязан к Вейси Алтаю, которого воспринимаю как старого друга.
– Каким вы видите курдское кино и каковы критические замечания после показов?
– Мы показываем наши фильмы в театре в историческом центре Неаполя, в районе Форселла, но потом мы отправляемся во многие места города, даже в школы и университеты. Иногда мы просим мэра Неаполя проводить показы в общественных зданиях, и у нас всегда были положительные отзывы. Нам очень понравились курдские фильмы, которые мы посмотрели. Неаполитанцы оценили их, и нам удалось показать их также в Милане и других итальянских городах, потому что в Италии существует большая солидарность с палестинским, сахарским и курдским народами. Мы продолжим показывать курдское кино, если вы предложите нам фильмы, и мы сделаем все возможное, чтобы напомнить итальянцам, что есть народ, который не может объединиться, но борется за свою независимость. Кино также служит этой цели, чтобы донести до нас то, о чем не говорят нам газеты и телевидение.
– Сейчас идет международная кампания за освобождение Абдуллы Оджалана, что вы об этом думаете?
– Лично я очень восхищаюсь Оджаланом и его идеями. Он смелый и мудрый человек, пишет очень интересные вещи. Это позор, что он находится на острове, где не может принимать посетителей и обмениваться мыслями с друзьями и своим народом. Я помню год, когда он был в Италии, и все, что произошло тогда, его побег, арест, заключение. Я всегда надеялся, что этот человек сможет вернуться к своему народу, и я надеюсь, что страдания, которым он подвергается, скоро прекратятся, потому что содержание его в тюрьме и изоляции – одна из величайших жестокостей, которые могут быть сделаны с человеком. Его сила необычайна и пугает его врагов, но я знаю, что люди восхищаются им и уважают его. Если нам предложат поучаствовать в международной кампании за освобождение Оджалана, мы обязательно это сделаем. Мы небольшой фестиваль, но считаем, что кино должно помочь людям осознать политику и свою судьбу. Мы верим в политическое кино, которое сегодня называется Кино о правах человека.
На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…
В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…
Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…
Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…
Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…
Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…