— Представьтесь, пожалуйста, нашим читателям и расскажите о цели Вашего визита в Россию?
— Меня зовут Майке Накк. Я представляю Союз свободных женщин Западного Курдистана в Европе. Мне 40 лет и по национальности я немка. Узнав, что в Западном Курдистане создан такой Союз, я решила принять участие в этом движении и в революционных преобразованиях Рожава.
С курдами и курдским движением я знакома более пятнадцати лет. На меня произвели сильное впечатление гибкость и прогрессивность курдского движения. В частности, считаю необходимым отметить, что большое влияние на меня оказали идеи курдского национального лидера Абдуллы Оджалана.
Курды, живущие в Западной Европе, ведут борьбу за свои права далеко не первый год, и я верю в их победу. Узнав о движении курдских женщин, я была восхищена и захотела принять в нем активное участие. Некоторое время я работала в европейской женской организации «Утамара» и нам удалось реализовать ряд проектов.
Близко познакомившись с курдскими женщинами, я поняла, что мне не хватает знаний для того, чтобы полностью воплотить в жизнь свои мечты и идеалы. Ради этого я поехала в Курдистан и прожила там три года — в лагере беженцев Махмур, в Южном и Западном Курдистане. Это дало мне возможность изучить курдский язык и ближе узнать курдский народ и его освободительное движение.
По профессии я социолог, по убеждениям — революционер. В Москву я приехала по приглашению российского движения курдских женщин. Мы провели несколько мероприятий на тему «Женщины против экстремизма»: пресс-конференцию в РИА «Новости», круглый стол в Госдуме, а также встречу с преподавателями и студентами РГСУ.
Цель моего визита заключается в ознакомлении с проектами нашего Союза и совместной работе с курдскими женщинами России.
— Что привело Вас в курдское национально — освободительное движение?
— Главной причиной моего активного участия в курдском национально — освободительном движении являются его гуманистические идеалы и направленность на благо всего человечества.
Следует особо подчеркнуть, что курды очень уважительно относятся к представителям других национальностей, считая главным личность человека. Именно это характерно для курдских женщин.
Проблемы женщин зачастую одинаковы, и я поняла, что, будучи немкой, я могу стать голосом немецких женщин, которые тоже нуждаются в помощи.
— Вы родились и выросли в Европе. Как Вы считаете, почему политика европейских стран в отношении мирного урегулирования курдской проблемы деструктивна и часто носит провокационный характер?
— Европейские народы, в отличие от своих правительств, с большой симпатией относятся к революционным преобразованиям в Рожава.
Я могу сказать, что тысячи европейцев выходят на митинги, поддерживая Западный Курдистан и протестуя против геноцида в Шенгале и Северном Курдистане.
Общеизвестно, что у европейских стран есть собственные интересы в отношении курдской проблемы. Существуют политические и государственные договоры. Например, Германия уже более столетия поддерживает тесные связи с Турцией.
В настоящее время данная ситуация является аксиоматичной, поэтому Берлин прежде всего должен прислушаться к мнению своих граждан и изменить политику, в частности, по курдскому вопросу.
Это — вопрос демократии в Германии, и главную роль играет ее народ. Но, к сожалению, Германия, как и большинство европейских стран, не во всем демократична.
— Курдские женщины играют огромную роль в освободительном движении. Что служит причиной их несгибаемой стойкости и отваги?
— Благодаря трудам курдского национального лидера курдские женщины в Рожава смогли принять активное участие как в революционных преобразованиях, так и в политической деятельности, осознать свои возможности и способности.
Я не могу не сказать об участии курдских женщин и девушек в вооруженной борьбе. Как известно, женщины Западного Курдистана взяли в руки оружие и создали женские отряды самообороны, защищая свои дома, родной народ и Отчизну.
Борьба курдских женщин и девушек в Рожава и Шенгале вдохновляет всех женщин мира.
— Вы были в Шенгале. В чем трагедия езидов Шенгала?
— Шенгал имеет огромное значение для истории. Езидизм — древнейшая религия курдского народа.
Трагические события 3 августа 2014 года еще раз показали, что езиды вновь оказались беззащитны. Необходима самоорганизация, что позволит сохранить народ и его культуру.
Эту трагедию пережили не только сами езиды: весь мир испытал ужас от того, что впоследствии было названо «геноцидом». Произошедшее было чудовищным. Весь Шенгал сожжен и разрушен, там негде жить.
То имущество жителей, которое чудом уцелело, было расхищено и продано пешмерга Демократической партии Курдистана. Эти события еще раз показали, что уничтожение езидов продолжается и будет продолжаться, если не остановить убийц.
Как известно, вооруженные отряды ДПК не стали защищать езидов, а бросили их на произвол судьбы. Когда я была в Шенгале, мне рассказывали, что за некоторое время до отступления пешмерга изъяли у населения все оружие, чтобы никто не смог защищать свои дома. Людям оставалось только одно — бежать в горы.
Как известно, первыми на помощь погибающим езидам пришли бойцы Отрядов народных сил самообороны Западного Курдистана и Народные силы самооборона РПК. Партизаны открыли коридор, который сохранил жизнь тысячам возможных жертв ИГ.
В неравной борьбе с террористами, спасая своих безоружных братьев и сестер, героически погибали партизаны.
Я хочу особо подчеркнуть, что езиды должны понять и запомнить их подвиг, так как это были единственные курдские отряды, которые в тот момент встали на защиту езидов.
— Как Вы считаете, почему Демократическая партия Курдстана и пешмерга предали езидов?
— По- моему, причина очевидна. ДПК позиционирует себя как курдская партия, однако ее деятельность всегда противоречит интересам нации и на протяжении всей своей истории эта партия предавала своих.
ДПК интересуют только деньги, это самое важное для них. Очень характерный пример: Эрбилю прекрасно известно, что Анкара перекрыла границу с Сирией, в частности, закрыт коридор, через который шла помощь в Рожава и в Шенгал. В то же время ДПК закрыла единственную дорогу жизни — Семалка. Эрбиль предал курдский народ.
Известно также о тесных отношениях Барзани и Эрдогана. Несмотря на то, что Эрдоган каждый день убивает курдов, Барзани, считающий себя курдским лидером, ни разу не выступил с осуждением проводимого ПСР геноцида курдов в Северном Курдистане.
— Не могли бы Вы более подробно рассказать об организации, которую представляете?
— Война в Сирии и Ираке сильнее всего отразилась на женщинах и детях, ставших жертвами варваров «Исламского государства». Курдские, арабские, ассирийские, сирийские и езидские женщины были не только свидетельницами ужасов войны, но и становились жертвами насилия, похищались и продавались на рынках.
Помимо этого, на Ближнем и Среднем Востоке до сих пор сохраняются насильственные браки, в том числе между несовершеннолетними, ритуальные и генитальные увечья, бытовое и семейное насилие, так называемое «убийство во имя чести» и т. д.
Сюда же относится ограничение в правах, например, недостаточный доступ к образованию и экономическая зависимость на основе феодально-родового семейного права, что отрицательно влияет на жизнь женщин и детей.
Курдские женщины играют важную роль в борьбе как с террористами ИГ, так и с пережитками прошлого. Свидетельство этого — размах и всенародная поддержка революционных преобразований в Западном Курдистане и в Сирии.
Союз свободных женщин Рожава (Западного Курдистана) руководствуется девизом «Свободная женщина — это свободное общество»! Он ведет общество к новой и свободной жизни. Наше движение сталкивается с политическими, экономическими, социальными, медицинскими, культурно – образовательными и многими другими проблемами. Выступая за равноправие полов, наций, классов, общин, культур и т.д., мы поддерживаем все проекты, способствующие развитию прогрессивного мировоззрения и личности.
Наша организация, основанная в сентябре 2014 года, является независимой. Проекты реализуются в сотрудничестве с партнерскими организациями и базируются на опросах, проводимых в связи с существующими проблемами, важнейшая из которых — создание свободного, демократического и экологического общества.
Перед нами стоят следующие задачи:
— улучшение экономической, культурной, социальной ситуации в регионе;
— расширение участия женщин и молодежи в общественно-политической жизни, в том числе, посредством повышения образовательного уровня;
— создание толерантного общества.
В работе Союза свободных женщин Рожава (Западного Курдистана) могут участвовать все женщины, молодежь и дети, пострадавшие от войны и насилия:
— курдские, арабские, ассирийские и армянские женщины;
— дети, потерявшие родителей;
— женщины, нуждающиеся в материальной помощи;
— женщины и молодежь, лишенные возможности получить образование;
— одинокие и потерявшие близких.
Наши проекты:
- Помощь беженцам, находящимся в лагерях «Науроз» и «Шенгал». Гуманитарная деятельность, основанная на социологических опросах и направленная на получение экономической, медицинской, психологической и образовательной помощи.
Это:
— открытие женских консультаций и травмопунктов;
— открытие курсов по ликвидации неграмотности;
— расширение деятельности существующих в лагерях производственных объединений, в частности, швейных мастерских;
— проведение семинаров, посвященных медицинским проблемам.
- Создание школ предварительной подготовки, направленное на решение основных задач общества:
а) развитие способностей подрастающего поколения, получение детьми и подростками необходимых социальных и медико-санитарных знаний;
б) предоставление матерям возможности участвовать в производственной деятельности;
в) организация образовательных программ, посвященных взаимоотношениям в семье.
- Организация центров здоровья женщин.
Во всех городах предлагается широкая программа сохранения здоровья женщин, включающая широкую диспансеризацию, психологическую помощь, занятия лечебной гимнастикой, а также образовательные программы и т. д.
- Организация женских производственных кооперативов.
В настоящее время проводится работа по организации швейных мастерских, сельскохозяйственных и молочных кооперативов и объединений, женских кафе, а также парикмахерских.
Программы кооперативов разрабатываются в соответствии с задачей вовлечения женщин в общественное производство.
- Создание женских культурно – досуговых центров.
Имеется в виду организация рекреационных центров, направленных на организацию образования и культурного досуга.
Беседу вел Ишхан МИРОЕВ, главный редактор газеты «Свободный Курдистан».