Вряд ли ещё кто-то из музыкантов внёс такой же весомый вклад в развитие курдской музыки партизан, как Хозан Сархат. Он был музыкантом, революционером и партизаном. Его необыкновенный голос очаровывал и вдохновлял целый народ.
Всё началось с порванной струны тамбура (тамбур – это струнно-щипковый музыкальный инструмент типа лютни с длинным грифом). Когда семилетний Сюлейман Алпдоган брал в руки инструмент брата, это всегда приводило к спорам и ссорам между ними. Ариф Алпдоган вспоминает: «Наверное, это был первый тамбур в Патносе вообще. Мы копили на него в течение года. Пожалуй, именно поэтому он стал для нас по-настоящему священным. Сюлейман всегда тайно брал его у меня, когда появлялась возможность, и пытался научиться на нём играть. Он не сдавался. Он был настойчив, никогда не отступал и не сдавался. Когда лопнула струна, это привело не только к тому, что мы поссорились, с этого момента зародилась его страсть к музыке, не угаснувшая до самой его смерти».
Это был Хозан Сархат – музыкант, революционер и партизан. Он сделал для развития курдской партизанской музыки больше, чем кто-либо ещё, и стал бессмертным благодаря своим стараниям.
«Ребёнок-певец» в Ункапани
Хозан Сархат родился 24-го июля 1970 года в Алашкирте, в провинции Северного Курдистана Агри, он был младшим из пяти детей в семье. В возрасте одного года его отец погиб. После этого мать со всеми детьми перебралась в Патнос. «Он был очень умным и талантливым ребёнком. Где-то через год после того, как случилась наша ссора из-за порванной струны, он уже умел играть на тамбуре намного лучше, чем я. Пришло время для меня поддерживать его всяческим образом», – говорит Ариф Алпдоган.
В 1985 году Хозан Сархат попытал удачи в Ункапани. Европейский район Стамбула был тогда центром коммерческой музыкальной индустрии в Турции. Под псевдонимом Мурат Асан он записал там свой первый альбом «Гуло». Это было время «певцов-детей», которые стали активно появляться на свет в середине 1980-х, всего лишь спустя пару лет после военного переворота. Хозан Сархат жил с одним из них – Кючюком Амрой – в одной квартире в течение какого-то времени. Однако успех не пришёл, и финансовые трудности вынудили его вернуться в Патнос. Здесь он окончил школу, став абитуриентом. Страсть к музыке продолжала направлять его.
Обучение в Измире
В 1988 году Хозан Сархат стал вторым среди 1800 человек, сдавая квалификационный экзамен в национальную консерваторию университета Ege в Измире. Вопреки своим ожиданиям, он учился играть там не на тамбуре, а на азербайджанском таре (струнный щипковый музыкальный инструмент). В то же самое время он выучился игре на кавале (продольная или полупоперечная флейта народов Малой Азии, Южной и Юго-Восточной Европы), сазе (турецкая лютня) и пианино. Здесь же он больше узнал о Курдском освободительном движении. Его политическая сознательность росла, он стал погружаться в культуру и искусство в рамках Курдского освободительного движения. Первая песня на курдском языке, которую он добавил в свой репертуар, была «Батмане Батмане».
Хафтанин, Бекаа, Дамаск
Хозан Сархат пережил свой поворотный момент после посещения концерта в университете имени Ататюрка в Эрзируме. Он и его брат провели ту ночь с другом, было много разговоров об истории, политике, положении дел курдского народа. «С этого момента он начал задавать себе вопросы», – вспоминает Ариф Алпдоган. Вскоре, в начале 1991 года, Хозан Сархат встретил свою будущую жену – Йылдыз. Он был тогда студентом. Всего лишь месяц спустя они поженились в Денизли. Примерно в это же время произошло обострение военных действий против курдского населения со стороны турецкого режима. И супруги приняли решение присоединиться к РПК. Однако Йылдыз вскоре была захвачена в плен, её приговорили к двенадцати годам за решёткой. Хозан Сархат отправился в горы, он достиг Хафтанина – района в Южном Курдистане, находящегося под контролем партизан. Оттуда он попал в Академию Махсума Коркмаза в ливанской долине Бекаа. В поздних числах лета 1979 года в этот лагерь недалеко от границы с Сирией прибыли первые представители РПК. Затем Сархат посещал партийную школу в Дамаске.
Его музыкальный революционный дух произвёл глубокое впечатление на руководство РПК. Хозана Сархата попросили отправиться в Германию, чтобы принять участие в деятельности «Ассоциации патриотических деятелей искусства в Европе» (Хунерком). Хунерком была первой организацией, преследующей исключительно цели поддержки курдского искусства и оказывающая поддержку фольклору и музыкальным группам. Она выпускала альбомы и каждый год ранним летом проводила курдские фольклорные и музыкальные фестивали. Музыкальная группа «Кома Бархвадан» («Группа сопротивления»), в состав которой входил и Хозан Сархат, была связана с этой ассоциацией.
Группа быстро обозначала себя как один из главных инструментов распространения музыки сопротивления РПК, став неотъемлемой частью Курдского освободительного движения. Пример «Кома Бархвадан» ясно дал понять, что музыка играет важную роль для сопротивления. Для курдского движения музыка всегда была мощным инструментом высказывания на социальные и политические темы и в то же время возможностью передачи культуры и исторических традиций общества новому поколению.
Четыре года в Хунеркоме в Германии
Хозан Сархат провёл около четырёх лет с курдской диаспорой, вынужденной покинуть свои родные края, в Европе. Вряд ли можно вспомнить хоть одно культурное мероприятие в то время, где не появлялся бы он со своим тамбуром. Его удивительное умение вести себя на сцене, вдохновляющий и производящий впечатление бархатный голос покоряли всех и каждого. Когда в 1995 году начала проводить трансляции первая курдская телевизионная станция «Мед ТВ», он стал регулярно появляться на экране. Сочиняя и исполняя песни на всех курдских наречиях, Хозан сумел достучаться до жителей всех четырёх частях Курдистан. Он сочинял свои песни и переделывал традиционные народные мелодии, добавляя современные мотивы. «Мы не можем позволить, чтобы наши песни исчезли, мы все должны прилагать усилия, чтобы сохранить их», – говорил он.
Обратно в Курдистан
В 1996 году Хозан Сархат вернулся в Курдистан. «Вернуться домой – это задача революционера. Мы должны обратиться к своим корням и доказать, что курдская культура продолжает жить», – объяснял он свою мотивацию. Первые месяцы он провёл в регионе Зап. Затем он перебрался в Эрбиль (Хавлар) и работал в Культурном центре Месопотамии. Его деятельность охватила также регионы Сулеймания и Бахдинан. Он повсюду давал концерты.
Убийство в Эрбиле
Когда турецкая армия в ночь с 13-го на 14-го мая в 1997 году в составе около 200 тысяч солдат и несколько тысяч «деревенских стражей» вошла в Южный Курдистан, начав свою операцию «Молот» (Çekiç Operasyonu), направленную против РПК, ДПК оказала им поддержку в борьбе с Курдским освободительным движением. Эта поддержка правящей в регионе партии с Барзани во главе не ограничивалась участием в боевых действиях в районах, находящихся под контролем партизан, она распространялась и на города региона.
16-го мая 1997 года больница курдского Красного полумесяца Курдистана, связанная с «Фондом жизни и восстановления Курдистана» (Dezgay Jiyan û Awedan, DJAK), оказывающим помощь раненым представителям РПК, а также представительства различных организаций, имеющих отношение к РПК, таких как офис Национального единства Курдистана (НЕК), штаб-квартира Ассоциации свободных женщин Курдистана (АСЖК), офисы газет Велат и Велате Рож, офис Культурного центра Месопотамии, подверглись нападению вооружённых людей, подконтрольных ДПК. Только в одной больнице представители ДПК убили 62 раненых партизан. Всего в ходе той расправы в Эрбиле погибло 83 члена РПК, сред них были журналисты и активистки борьбы за права женщин.
Плен и смерть в Ботане
Хозан Сархат во время той расправы был в горах. Однако он потерял множество друзей и товарищей. Его песня «Хавлар» посвящена жертвам этого «братоубийства». С 1998 года он стал всё более активно принимать участие в столкновениях с турецкими военными.
В октябре того же года начались странствования Абдуллы Оджалана по различным странам Европы, которые продлились несколько месяцев и завершились его похищением из Кении и доставкой в Турцию в феврале следующего года. Вскоре после этого Хозан Сархат принял участие в шестом конгрессе РПК, прежде чем направиться в цитадель курдского сопротивления в Северном Курдистане Ботан в составе группы деятелей культуры и искусства, куда таже входил режиссёр, журналист и революционер Халил Уйсал. В июле их группа попала в турецкую засаду в провинции Джоламерг (Хаккари). Хозан получил ранения и был захвачен в плен. 22-го июля 1999 года его расстреляли недалеко от плато Фарашин рядом с Байтушшебапом, а затем сбросили с вертолёта. Его останки до сих пор не были обнаружены.